"Засекреченный Гост" (о чем умалчивает Гаи)"
Аварийные тайны, или как засудить дорогу
На улице слякоть и скользко - начался самый аварийный для автолюбителей
сезон. Но бывает, что вины водителя в дорожно-транспортном происшествии просто
нет.
Аварию спровоцировала не неграмотность шофера, а плохая дорога.
Сколько именно таких аварий случается ежедневно на наших дорогах, не знает
никто. Такой статистики просто нет.
Хотя можно предположить, что очень много - дороги у нас не просто плохие, а
очень плохие.
Но даже если виноват в беде незакрытый люк на пути машины, хозяин может и не
пойти в суд с претензиями к дорожникам, считая, что это сложно, долго и выиграть
такой иск почти невозможно. Это не так.
"Засекреченный" ГОСТ.
Мало кто знает, что у каждого сантиметра российских дорог есть свой
официальный хозяин.
Мало кто знает, что в нашей стране, где традиционно все дороги очень плохие,
существуют жесткие нормы "правильной" дороги.
И они для суда - истина в последней инстанции. Только никому не выгодно
открыто рассказать о совершенно несекретных стандартах наших дорог.
О них знают лишь особо дотошные водители и узкий круг специалистов. А почему?
Водитель Порсов ехал на своей машине по новенькой, только что построенной
дороге. Впереди был подъем с крутым поворотом. Время - середина дня, пасмурно,
но асфальт - сухой.
Скорость у Порсова была небольшая - километров 40 в час, но перед ним
медленно полз еще более неторопливый водитель.
И Порсов пошел на обгон.
Что было дальше, описано в документах ГАИ. Автомобиль Порсова при обгоне
занесло, и он врезался в бетонное ограждение. Серьезно пострадали и водитель, и
его машина.
При оформлении ДТП оказалось, что все дорожное покрытие в мелких катышках
асфальта, как горох застывших в смоле.
Дресва - так по-научному называется эта неприятность на дороге. Она и стала
причиной аварии. Случай, как говорят водители и сотрудники автоинспекции, совсем
не редкий.
Ямы, выбоины, незакрытые люки, перечислять дорожные преграды можно до
бесконечности. В последнее время все чаще именно они становятся причиной
дорожных происшествий.
Как правило, при подобном несчастье не по вине шофера к ответственности надо
привлекать дорожные службы.
Они у нас по законодательству обязаны содержать дороги в
нормальном состоянии и соблюдать нормы эксплуатации.
Такие нормы не благие пожелания типа: "все дороги должны быть хорошими".
Есть так называемый перечень "показателей эксплуатационного состояния
автомобильных дорог" (имеется в виду между населенными пунктами), улиц и дорог
городов и прочих населенных пунктов, вплоть до деревенских.
Четко расписаны и предельные допуски высоты и толщины каждой кочки на дороге.
А еще есть требования к "эксплуатационному состоянию технических средств
организации дорожного движения".
Параметры и нормы того, что должно быть на асфальте, устанавливаются
Государственным стандартом РФ - это малознакомый или совсем не знакомый
отечественному автолюбителю документ.
Но именно его в нашей жизни и при наших дорогах просто необходимо знать.
И иметь при себе, что, весьма вероятно, поможет в случае проблемы на дороге
сберечь себе нервы и деньги.
Полностью называется то, о чем говорим: ГОСТ Р 50597-93
"Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию,
допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" .
Звучит название документа, конечно, не очень. Но не в этом суть. Главное -
нормы сего документа являются обязательными, то есть не оспариваются и не
обсуждаются.
Поэтому если нормы ГОСТа не выполняюся, то дорожные службы несут
ответственность по закону. Безусловно, строго меркам ГОСТа отвечает очень мало в
нашей стране дорог.
Проще сказать, что большинство не отвечает. Но это - в обыденной жизни. А
если произошла авария, то грех брать ответсвенность на себя, если участок дороги
не отвечает очень жестким требованиям этого самого Государственного стандарта.
Во всяком случае для суда ГОСТ - единственный официальный документ того,
какой должна быть дорога.
Если произошла авария, то иск о возмещении материального ущерба предъявляйте
той организации, которая отвечает за "ваш" отрезок асфальта.
Дорог без официальных хозяев у нас в стране просто нет. Имя хозяина асфальта
можно узнать в местном ГИБДД.
И это - тоже новость и большой секрет почти для всех водителей.
Мы не знаем и нам никто никогда не обьяснял, что именно в автоинспекции есть
точные данные, кто хозяин их участка дороги.
Та же ситуация с открытыми люками .
И они не бывают безродными. Принадлежность люков определяется коммуникациями
или объектами, которые они прикрывают: в Курске, к примеру, "Курскгаз" или
"Водоканал".
Но могут быть и другие хозяева. Местонахождение и координаты "родителя" люка,
как правило, автоинспекция знает.
Сантиметром по яме.
Ну а вдруг на дороге оказалась не огромная яма, куда может провалиться
"КамАЗ", а небольшая, едва заметная выбоина. Как на это надо реагировать, если
человек уверен: именно неровная дорога "кинула" его машину в сторону?
Реагировать надо строго по ГОСТу.
Удивительно, но факт: по ГОСТу Р 50597-93 размеры отдельных просадок асфальта
и выбоин не могут быть больше 15 сантиметров по длине и 60 сантиметров по
ширине.
А глубина выбоины на дороге вообще не должна превышать 5 (!)
сантиметров.
Теперь о пресловутых люках на проезжей части. ГОСТ, как оказалось, говорит не
только о том, что их надо закрывать.
Для многих читателей будет открытием, что существуют нормы и на закрытые
крышкой люки. В Государственном стандарте сказано, что "не допускается
отклонение крышки люка относительно дорожного покрытия больше, чем на 2
сантиметра".
Чуть больше - 3 сантиметра - предел, на который может отклониться решетка
дождеприемника относительно асфальта. За лишние сантиметры ответственность несут
дорожные службы.
Не менее интересна и информация по срокам устранения недостатков.
Оказывается, с момента обнаруженния ямы, ГОСТом отводится "не более суток"
дорожникам, чтобы все поправить.
А на люки и решетки сроки еще суровее. Они, как указывает документ, должны
быть немедленно ограждены и обозначены соответствующим знаком.
А на замену разрушенной решетки или люка отводится время - "не более
трех часов".
С чего начинать после аварии?
Условно все действия человека, попавшего в ДТП и уверенного, что главный
виновник случившегося - именно дорога, состоят из нескольких шагов.
Попробуем остановиться на них подробнее.
Первый шаг стандартен - случилась беда, надо вызвать ГАИ и
не трогать машину с места.
Второй шаг - поиски свидетелей. Это необходимый шаг, потому
что самое трудное в суде - это доказать связь между аварией и состоянием дороги.
Свидетели могут помочь, как и сфотографированная или снятая на видеокамеру
картинка с места (мы уже писали в прошлом году, как полезно всегда иметь в
бардачке фотоаппарат с пленкой на случай всяких ДТП и происшествий).
Шаг третий делаете после приезда сотрудника инспекции. Здесь
важно проконтролировать составление им схемы аварии.
Все внимание на то, что нет предупреждающих дорожных знаков, например:
"ремонт дороги" или "объезд", пусть также будут записаны размеры ям на асфальте
и прочее.
Неплохо настоять, чтобы сотрудники ГАИ оформляли ДТП в присутствии
представителей дорожной службы.
Иногда это получается. Если дорожники явились, пусть подпишут протокол, что
было бы идеальной ситуацией.
Откажутся от подписи?
Зафиксируйте такой отказ. Постарайтесь в ГАИ снять копии со всех
документров.
Четвертый шаг: если ГАИ признало вас виноватым, обжалуйте
или в суде, или в вышестоящей инспекции такое решение.
Шаг следующий - выясняете с помощью ГАИ, какая организация
отвечает за участок дороги, где случилась авария. Претензии предъявляются
головному предприятию.
Потом надо посчитать в специальной оценочной фирме, во что вам обошлась яма
на дороге. Кстати, на оценку надо заказным письмом или телеграммой пригласить
представителей дорожников.
Не важно, что не явятся. Важно, что в суде вы можете показать копию
приглашения.
Теперь надо составить претензию дорожникам с предложением добровольно
возместить нанесенный вред. Пишется так: излагаете суть случившегося,
прикладываете копии документов, имеющих отношение к ДТП, чеки на покупку
запчасте
...
Читать дальше »